Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Потребности населения в различных товарах и услугах удовлетворяются производителями, подрядчиками и торговцами. Каждый день мы неосознанно вступаем в различные правовые отношения, когда пользуемся коммунальными услугами, покупаем товары в магазинах и заключаем договоры розничной купли-продажи. Развитые страны признают, что интересы потребителей имеют приоритет перед другими участниками рынка. Поскольку рынки насыщены товарами и услугами, современные потребители имеют все возможности для повышения уровня своего спроса на товары, услуги и качество обслуживания.
В настоящее время рынок наводнен контрафактной и некачественной продукцией. В погоне за высокой прибылью производители забыли о потребности людей в качественной продукции и продают низкокачественные товары по цене высококачественных. Поэтому все потребители нуждаются в поддержке государства. Государство законодательно защищает права своих граждан, потребителей, и заставляет производителей производить качественные товары. Такое законодательство регулирует отношения, связанные с потребителями, определяет права потребителей и механизмы их реализации. Защита прав потребителей представляет собой сложную правовую систему, сочетающую нормы гражданского права, гражданского процессуального права, административного права и уголовного права.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие вопросы защиты прав потребителей.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права регулирующие вопросы защиты прав потребителей.
Целью исследования является формирование знаний в области правового регулирования защиты прав потребителей.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть права потребителей на получение объективной информации о товаре (работе, услуге) и ответственность другой стороны договора за их нарушение;
2.исследовать права потребителей на безопасность товара (работы, услуги) и ответственность другой стороны договора за нарушение этих прав;
3.проанализировать права потребителей в случае продажи им товаров ненадлежащего качества, рассмотреть претензии и иски потребителей;
4.рассмотреть особенности охраны труда на предприятиях розничной торговли;
5.провести анализ защиты прав потребителей в торговом предприятия.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство в сфере защиты прав потребителей; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем защиты прав потребителей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованных источников.
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.1.Права потребителей на получение объективной информации о товаре (работе, услуге) и ответственность другой стороны договора за их нарушение
Статья 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей"[2] посвящена важнейшему праву потребителя: праву на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и товарах (работах, услугах). Статья 8 развивается в ст.9, 10 и 11 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1: определяют требования, касающиеся информации об изготовителе (исполнителе, продавце), информации о товарах (работах, услугах) и времени работы продавца (исполнителя). О важности прав изготовителей (исполнителей и продавцов) и потребителей на необходимую и достоверную информацию о товаре можно судить по значительному росту нарушений. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) должна содержать сведения о наименовании организации. В соответствии с требованиями ст.54 ГК РФ юридическое лицо имеет наименование, указывающее на его организационно-правовую форму. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, должны иметь фирменное наименование. Цель фирменного наименования - выделить организацию по отношению к третьим лицам, включая потребителей.
Конкретные требования к фирменным наименованиям юридических лиц устанавливаются специальным федеральным законодательством. Например, Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности" устанавливает требования к фирменному наименованию кредитных организаций (ст.7).
Кредитные организации должны иметь полное фирменное наименование и вправе иметь краткое фирменное наименование на русском языке. Кредитные организации также вправе иметь полное фирменное наименование и (или) краткое фирменное наименование на государственном языке РФ и (или) на иностранных языках.
Большое значение имеет статья 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1, согласно которой наименование кредитной организации должно содержать указание на вид ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация" [7;C.102].
Ни одно юридическое лицо в РФ не вправе использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или указывать, что данное юридическое лицо имеет право осуществлять банковскую деятельность, за исключением юридических лиц, получивших лицензию Банка России на осуществление банковских операций.
Данное требование, безусловно, гарантирует право потребителя на получение банковских услуг в лицензированном банке.
Продавец (исполнитель) также обязан предоставить потребителю информацию о месте нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица определяется по месту государственной регистрации в РФ путем указания наименования соответствующего региона.
Статья 12 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 устанавливает основания и условия, на которых изготовитель (исполнитель или продавец) несет ответственность в случае предоставления ненадлежащей информации о товарах (работах или услугах). Из содержания ч.1 ст.12 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 можно сказать, что изготовитель, продавец или исполнитель нарушил свою обязанность получить информацию о товарах (работах, услугах) по первому требованию потребителя при заключении договора. Непредоставление потребителю такой информации при заключении договора считается необоснованным уклонением изготовителя (исполнителя, продавца) от заключения договора в соответствии с Законом, и в этом случае потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства РФ.-1996.-№ 3.-Ст. 140
Учебники, монографии, научные статьи
3. Агафонова Н.Н., Белов В.Е., Солдатова В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" (постатейный). М.: Проспект, 2017. 240 с.
4. Белов В.А. Смарт-торговля (цифровая торговля): основные положения о цифровизации договорных отношений с участием потребителей / В.А. Белов // Вестник арбитражной практики. 2022. № 3 (100). С. 17 - 23.
5. Габов А.В. Изменения в праве как следствие развития цифровой экономики / А.В. Габов // Пермский юридический альманах. 2020. № 3. С. 42 - 43.
6. Габов А.В. Онлайн-урегулирование споров участников цифровых платформ (экосистем) / А.В. Габов // Вестник гражданского процесса. 2022. № 1. С. 208 - 235.
7. Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая // СПС КонсультантПлюс. 2021.
8. В какой суд и в какой срок обращаться за защитой прав потребителей? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
9. Крохина М.С. Возврат товара надлежащего качества потребителем: контроль за соблюдением условий реализации права // Право и экономика. 2020. № 12. С. 58 - 63.
10. Крюкова Е.С. Дистанционный способ продажи товаров в аспекте защиты прав потребителей // Гражданское право. 2023. № 1. С. 20 - 23.
11. Маслова А. Проблема определения предмета дистанционной купли-продажи товаров, или Чем можно торговать дистанционно в розницу / А. Маслова // Юстиция. 2019. № 1. С. 36 - 45.